Справка

Равнозначна ли электронная подпись рукописной подписи на бумаге?

Да, равнозначна. Это подтверждается действующим законодательством Российской Федерации, в частности — п. 3 ст. 4, ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Чем отличается квалифицированная подпись от неквалифицированной?

Неквалифицированная подпись позволяет и определить автора, и доказать неизменность электронного документа. Требуется обязательное использование криптографии и наличие ключа.
Квалифицированная подпись обладает теми же возможностями, что и неквалифицированная, и отличается от нее тем, что:

  • программное обеспечение для работы с квалифицированной электронной подписью одобрено Федеральной службой безопасности;
  • сертификат ключа проверки выдается не любым УЦ, а только аккредитованным или уполномоченным федеральным органом;
  • для создания и проверки ЭП используют не любые средства электронной подписи, а лишь те, которые соответствуют требованиям Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Таким образом, квалифицированная электронная подпись наиболее надежна и защищена от несанкционированного использования.

Что будет с подписью после окончания срока ее использования?

Если с момента приобретения подписи прошел год, и Вы планируете продолжить ею пользоваться, необходимо пройти процедуру перевыпуска. Схема действий и стоимость перевыпуска ЭП полностью аналогичны первичному получению.

Существуют ли системные требования к компьютеру для работы электронной подписи?

Минимальные системные требования для корректной работы электронной подписи:

  • процессор — 2000 МГц;
  • оперативная память — 512 Мбайт;
  • операционная система семейства Microsoft Windows;
  • пропускная способность Интернет — 512 кбит/сек;
  • установленный интернет-браузер Internet Explorer 8;
  • USB-порт;
  • установленная программа «Крипто-Про CSP» версии не ниже 3.6.

Если параметры Вашего компьютера в чем-либо не соответствуют перечисленным выше требованиям, обратитесь по бесплатному номеру 8 800 2000 100. Специалисты подскажут Вам варианты, как легко исправить ситуацию.

Какие бывают физические носители электронной подписи?

Удостоверяющие центры обязаны выдавать электронную подпись только на ключевых носителях (они же — токены), сертифицированных ФСТЭК и ФСБ России. Токены подразделяются на USB-токены и смарт-карты.
USB-токен выглядит как стандартное USB-устройство и подсоединяется к USB-разъему. В некоторых вариантах он может иметь встроенную микросхему смарт-карты.
Смарт-карта может считываться любым стандартным PC/SC совместимым ридером.

Как получить электронную подпись?

Получить электронную подпись можно, заполнив заявку на нашем Портале. Технология получения ЭП пошагово описана в разделе Электронная подпись.

В списке документов указан пункт «Заявление в Удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа проверки ЭП». Где взять бланк данного заявления?

Бланк заявления Вам направит УЦ на указанный Вами электронный адрес после получения заявки.

На какой срок выдается ЭП, и чем это регламентируется?

Электронная подпись выдается сроком на один год. Это регламентируется эксплуатационной документацией на СКЗИ, приказом ФАПСИ от 13.06.2001 № 152, Положением ПКЗ-2005, утвержденным приказом ФСБ России от 09.02.2005 №66, и другими нормативными документами.

Какие еще документы, кроме указанных в списке, могут понадобиться для получения ЭП?

УЦ может затребовать дополнительные документы в соответствии со своим регламентом. Регламент устанавливает общий порядок для изготовления и выдачи электронной подписи, а также оказания дополнительных услуг. На сайте каждого удостоверяющего центра такой регламент размещен.
Кроме того, все нюансы по приобретению ЭП Вам расскажет курирующий менеджер, который свяжется с Вами по факту поступления заявки. Данная информация будет также продублирована в письме, отправленном на Ваш электронный адрес.

Может ли один человек приобрести несколько подписей?

Да, один человек может иметь несколько ЭП.

Возможно ли получение ЭП курьером / по почте?

Нет, подпись выдается заявителю лично в Удостоверяющем центре. Он должен предъявить оригиналы всех необходимых документов либо их нотариально заверенные копии. Специалисты аккредитованного УЦ, согласно Федеральному закону № 63-ФЗ от 06.04.2011 г. (Статья 18, п.1), обязаны проверить предъявленные документы и установить личность заявителя.

На какой срок выдается ЭП, и чем это регламентируется?

Электронная подпись выдается сроком на один год. Это регламентируется эксплуатационной документацией на СКЗИ, приказом ФАПСИ от 13.06.2001 № 152, Положением ПКЗ-2005, утвержденным приказом ФСБ России от 09.02.2005 № 66, и другими нормативными документами.

Есть ли у ЭП абонентская плата?

Нет, абонентская плата отсутствует. Вы платите только за факт выпуска электронной подписи.

Какую подпись необходимо приобретать для работы на федеральных торговых площадках по 44-ФЗ?

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для работы на федеральных торговых площадках требуется неквалифицированная подпись, которая, в свою очередь, должна соответствовать регламенту данной площадки.

Как узнать, какой именно тип ЭП нужно приобрести для тех или иных целей?

Позвонив на единый справочный номер 8 800 2000 100, Вы сможете узнать, какая ЭП приобретается для той или иной ситуации. По этому номеру Вы сможете также задать и другие интересующие Вас вопросы.

Возможно ли добавление новых площадок в уже выпущенный сертификат для участия в электронных торгах?

Внесение изменений в структуру сертификата невозможно, соответственно, добавить дополнительную область использования нельзя.

Как переоформить ЭП на другого сотрудника?

Для переоформления электронной подписи на нового сотрудника нужно:

  • отозвать сертификат ЭП, оформленный на прежнего сотрудника;
  • оформить заявку на получение нового сертификата ЭП для нового сотрудника. Процедура получения нового сертификата полностью аналогична первичному получению.

Можно ли использовать электронную подпись, выпущенную для подписания отчетности, на федеральных торговых площадках?

Нет, электронная подпись, выпущенная для налоговой отчетности, не подходит для электронных торгов.

Существует ли универсальная ЭП, походящая как для электронных торгов, так и для отчетности и документооборота?

Универсальной электронной подписи, разрешенной к использованию во всех сферах электронного документооборота и при взаимоотношениях со всеми государственными органами, пока не существует. Это обусловлено разными требованиями к сертификатам ЭП, выдвигаемыми контролирующими органами и электронными торговыми площадками.

Какую подпись необходимо приобретать для работы на федеральных торговых площадках по 44-ФЗ?

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для работы на федеральных торговых площадках требуется неквалифицированная подпись, которая, в свою очередь, должна соответствовать регламенту данной площадки.

На каких площадках действует подпись, полученная для участия в электронных торгах?

Вы можете использовать оформленную через Портал подпись на всех электронных торговых площадках, входящих в состав АЭТП. Полный список ЭТП Вы можете посмотреть здесь.

Что делать, если носитель вышел из строя / сломался?

В случае выхода носителя из строя необходимо связаться с технической поддержкой УЦ, в котором была оформлена Ваша электронная подпись. Оператор технической поддержки в режиме онлайн проверит все настройки. Если проверка и исправление настроек не дадут результата, Вас направят в офис Удостоверяющего центра. На аттестованных рабочих местах специалисты офиса смогут еще раз проверить работоспособность ключевого носителя.
Если подтвердится, что носитель действительно вышел из строя, Вам помогут пройти процедуру перевыпуска ЭП.

Можно ли скопировать и перенести сертификат с защищенного USB-токена на обычную флеш-карту (USB-носитель) и пользоваться ей? Безопасно ли это?

Теоретически скопировать и поместить содержимое защищенного USB-токена на флеш-карту реально при наличии ряда факторов. Однако мы не рекомендуем производить подобных действий.

  • Хранение сертификата ключа на незашифрованном USB-носителе может скомпрометировать ЭП, что, впоследствии, приведет к необходимости ее перевыпуска.
  • Токены обеспечивают криптографическую защиту хранимой информации. Другими словами, они гораздо надежнее защищают ключ от попадания в чужие руки и от несанкционированного использования, нежели обычный USB-носитель.

Можно ли использовать сертификат ключа подписи без физического носителя?

Использовать сертификат ключа подписи, минуя физический носитель, можно. Но, в данном случае, Вы рискуете столкнуться с теми же угрозами, что и при переносе информации с токена на USB-носитель (см. вопрос выше).

Какие еще ситуации могут привести к компрометации электронной подписи?

Наиболее часто компрометация ЭП происходит в следующих случаях:

  • сертификат ключа подписи хранится на незашифрованных носителях, таких как жесткий диск компьютера, USB-носитель и прочее;
  • сертификат ключа подписи хранится на носителях, работающих нестабильно, либо на технически ненадежных носителях;
  • обладатель ведет недостаточный контроль за использованием ЭП;
  • обладатель предоставляет носитель сертификата ключа третьим лицам.

Можно ли подписывать с помощью ЭП документы в форматах .pdf, .doc и другие?

Да, можно. Для этого Вам необходима специальная программа. Например, с этой задачей отлично справится КриптоАРМ.

Возможно ли использование ЭП до конца срока ее действия в случае, если авторизации УЦ прекращена?

Да. Подпись будет действительна до окончания срока ее действия.

Можно ли внести изменения в текст документа, который уже подписан электронной подписью так, чтобы никто не узнал?

Нет, это исключено. Каждое несанкционированное изменение будет автоматически выявлено при первой же проверке ЭП.

Как приобрести USB-токен для электронных торгов АО «Самрук Казына» (Республика Казахстан)?

Для приобретения USB-токена необходимо заполнить заявку. При отправлении заявки, Вы автоматически соглашаетесь с условиями договора на поставку.
Стоимость USB-токена составляет 2000 руб., куда не входит стоимость доставки до региона покупателя. Доставка осуществляется курьерской службой «Норд-экспресс» из г. Нижний Новгород. Рассчитать стоимость доставки можно здесь.
После получения USB-токена, Вам необходимо обратиться в Удостоверяющий центр «Гамма-Технологии» и получить электронную подпись Удостоверяющего центра ТОО «НИЛ «Гамма Технологии».
USB-токен срока действия не имеет. Сертификат ключа электронной подписи имеет единый срок действия — 1 год, после завершения которого Вам необходимо будет вновь обратиться в Удостоверяющий центр «Гамма-Технологии», чтобы пройти процедуру перевыпуска ЭП. Покупать при этом новый USB-токен не обязательно.