Астрономы предложили новый способ выявления дипфейков

02 августа 2024
Астрономы предложили новый способ выявления дипфейков

В наше время, когда генерация изображений с помощью искусственного интеллекта (ИИ) стало доступно каждому, критически важно научиться распознавать поддельные изображения, включая дипфейки. Свежее исследование, представленное на Национальной астрономической симпозиуме Королевского астрономического общества в Халле, предлагает оригинальный метод выявления дипфейков через анализ бликов в глазах.

Студентка магистратуры Университета Халла Адежумоке Оволаби провела исследование, в котором изучались отражения света на глазных яблоках. Выяснилось, что на реальных изображениях отражения в глазах совпадают, тогда как на сгенерированных – нет.

Профессор астрофизики и директор Центра передовых исследований в области науки о данных, искусственного интеллекта и моделирования Университета Халла, Кевин Пимблет, пояснил: «Отражения в глазах реального человека согласованы, тогда как в поддельных изображениях они физически некорректны».

Для анализа исследователи использовали методы, применяемые в астрономии при изучении галактик, такие как индексы CAS (концентрация, асимметрия, гладкость) и Джини. Индекс Джини измеряет степень неравномерности распределения света: значение 0 означает равномерное распределение света среди всех пикселей изображения, а значение 1 – что весь свет сконцентрирован в одном пикселе. Сравнивая эти значения для бликов в глазах, ученые обнаружили, что на реальных изображениях отражения совпадают, а на дипфейках – различаются.

Пимблет добавил: «Мы анализируем форму галактик, измеряя их компактность, симметрию и гладкость, и применяем этот метод к отражениям света в глазах. Отличие морфологических параметров отражений между левым и правым глазом позволяет выявить подделки».

Хотя метод не является безошибочным и может давать ложноположительные и ложноотрицательные результаты, он добавляет важный инструмент в арсенал средств для борьбы с дипфейками.

Дипфейки представляют серьезную угрозу, так как могут быть использованы для распространения дезинформации и создания компрометирующих материалов. Технология, основанная на анализе бликов в глазах, помогает выявлять подделки, используя физические свойства света. Это добавляет дополнительный уровень защиты от потенциальных угроз, создаваемых дипфейками.

Таким образом, достижения астрономов в области анализа света находят новое применение, помогая защитить нас от угроз, связанных с цифровыми подделками. Это исследование подчеркивает важность междисциплинарного подхода к решению современных проблем и открывает новые горизонты в борьбе с дипфейками.